Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.09.2016 N Ф09-8243/16 по делу N А34-3489/2015
Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков в виде взысканных решением суда с субъекта РФ пособия на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку , судебных расходов.
Обстоятельства: Уполномоченный орган субъекта РФ ссылался на неисполнение РФ обязанности по финансированию выплаты пособия.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку финансирование указанной меры социальной поддержки отнесено законодательством к расходным обязательствам субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. в„– Ф09-8243/16

Дело в„– А34-3489/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Тороповой М.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области (далее - управление, истец) на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.03.2016 по делу в„– А34-3489/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Курганская область в лице Финансового управления Курганской области (далее - управление, истец) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 74 647 руб. 31 коп.
Решением суда от 01.03.2016 (судья Тюрина И.Г.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Матвеева С.В., Забутырина Л.В., Сотникова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на ошибочность вывода судов об отсутствии у Курганской области убытков в связи с выплатой опекунского пособия Ким А.В. в размере, превышающем установленный в Курганской области. По мнению заявителя из содержания положений ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон в„– 159-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 в„– 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)", выделение денежных средств на содержание детей-сирот отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Шадринского районного суда Курганской области от 01.04.2014 по делу в„– 2-490/2014 частично удовлетворены требования Ким Алены Васильевны, с управления за счет средств областного бюджета взыскано 73 783 руб. 31 коп. недоплаченного пособия на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), с учетом индексации, а также 864 руб. в счет возмещения судебных расходов.
Во исполнение указанного решения суда выдан исполнительный лист. Платежными поручениями от 11.07.2014 в„– 826426 и от 11.07.2014 в„– 825089 во исполнение решение суда перечислены денежные средства.
Ссылаясь на то, что Российская Федерация не исполнила возложенную на нее обязанность по финансированию выплаты опекунских пособий, в связи с чем соответствующие расходы понесены Курганской областью, управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании данных расходов в качестве убытков на основании положений ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 21 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно ст. 5 Федерального закона в„– 159-ФЗ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Статьей 5 Федерального закона в„– 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2005, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 в„– 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим в спорный период) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям в„– 1, 2, 3 к данному постановлению.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации разработало и утвердило Приказом от 19.08.1999 в„– 199 Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 данного Положения определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ.
Статьей 42 Закона Курганской области от 29.12.2003 в„– 364 "Об областном бюджете на 2004 год" установлен размер ежемесячного пособия опекунам (попечителям) на содержание опекаемых (подопечных) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на одного ребенка школьного возраста 2550 рублей.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что положениями федерального и регионального законодательства в качестве источника финансирования вышеназванных гарантий определен субъект Российской Федерации - Курганская область, в связи с чем спорная сумма не может быть квалифицирована в качестве убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, подлежащих возмещению за счет казны Российской Федерации в силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичным образом вопрос об отнесении расходных обязательств по выплате пособия Ким Алены Васильевны, являющейся попечителем несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), разрешен судами общей юрисдикции при рассмотрении дела в„– 2-490/2014.
Кроме того, указанная правовая позиция усматривается из положений Обзора практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженностей по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании с Российской Федерации в пользу Курганской области убытков.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, о том, что обязанность по выделению денежных средств на содержание детей-сирот отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 01.03.2016 по делу в„– А34-3489/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
А.А.СТОЛЯРОВ


------------------------------------------------------------------