По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2016 N Ф09-8852/16 по делу N А07-29442/2015
Требование: О признании недействительными постановлений администрации муниципального образования.
Обстоятельства: Оспариваемыми постановлениями отменены постановления, на основании которых садоводческому некоммерческому товариществу предоставлен в аренду земельный участок, утверждена схема его расположения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отмененные постановления были изданы с нарушением закона, не имеется доказательств включения предоставленного товариществу участка в фонд перераспределения земель, а также доказательств формирования в установленном порядке списков граждан, подавших заявления о предоставлении участка для ведения коллективного садоводства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. в„– Ф09-8852/16
Дело в„– А07-29442/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Университетское" (далее - товарищество "Университетское") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2016 по делу в„– А07-29442/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Товарищество "Университетское" представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя товарищества. Ходатайство судом удовлетворено.
Товарищество "Университетское" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Нефтекамск (далее - администрация) (с учетом уточнения заявленных требований, принятого арбитражным судом первой инстанции в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными следующих ненормативных правовых актов:
- постановления Администрации городского округа город Нефтекамск от 05.10.2015 в„– 3558 "Об отмене постановления Администрации городского округа город Нефтекамск от 30.12.2013 в„– 5079 "Об утверждении схемы расположения земельного участка: ЗУ1 на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:66:010707" (далее - постановление от 05.10.2015 в„– 3558);
- постановления Администрации городского округа город Нефтекамск от 05.10.2015 в„– 3557 "Об отмене постановления Администрации городского округа город Нефтекамск от 07.10.2014 в„– 3721 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа город Нефтекамск от 30.12.2013 в„– 5079 "Об утверждении схемы расположения земельного участка: ЗУ1 на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:66:010707" (далее - постановление от 05.10.2015 в„– 3557);
- постановления Администрации городского округа город Нефтекамск от 05.10.2015 в„– 3556 "Об отмене постановления Администрации городского округа город Нефтекамск от 28.03.2014 в„– 1120 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:66:010707:549 в аренду товариществу "Университетское" (далее - постановление от 05.10.2015 в„– 3556).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: дачное некоммерческое товарищество "КУБА" (далее - товарищество "КУБА"), Султанова Альмира Ахматнурова.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2016 (судья Харисов А.Ф.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество "Университетское" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Заявитель полагает, что положения ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ), регламентирующие порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, не подлежат применению в рассматриваемом случае. Заявитель считает, что земельный участок с кадастровым номером 02:66:010707:549 был передан товариществу "Университетское" в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В обоснование своей позиции заявитель поясняет, что названный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов; товарищество "Университетское" образовалось как ведомственное, зарегистрировано до утверждения персонального состава органом местного самоуправления; субъектом реализации права на предоставление соответствующего земельного участка является товарищество, а не отдельные граждане. Помимо изложенного, заявитель считает, что отсутствие доказательств определения варианта предоставления земельных участков с учетом схемы предварительно проведенного зонирования территорий не имеет правового значения ввиду отсутствия нормативно-правового регулирования правил зонирования.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ, поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для размещения дачного массива с целью ведения коллективного садоводства.
Согласно п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ, п. 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ).
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке (п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ).
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества (аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации в„– 309-ЭС14-5958 от 21.04.2015).
Предоставление земельных участков для размещения садового некоммерческого товарищества производится из фонда перераспределения земель.
Из пункта 1 ст. 80 Земельного кодекса следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие названного Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При рассмотрении спора судами установлено, что товарищество "Университетское" является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью организации и обустройства своих земельных участков путем добровольного объединения его членами целевых и иных взносов и передачи их в специальный фонд товарищества.
В газете "Красное знамя" (в„– 140-141) 20.07.2013 опубликовано сообщение администрации о возможном предоставлении земельного участка, расположенного с северо-восточной стороны от пересечения ул. Михайловская и ул. Кедровая для размещения садового некоммерческого товарищества.
В связи с размещением публикации в средстве массовой информации в администрацию поступили обращения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду от Султановой А.А. (заявление поступило 20.08.2013), Нигаматуллина М.М. (заявление поступило 30.07.2013), товарищества "КУБА" (заявление поступило 24.07.2013), Биктубаева С.Г. (заявление поступило 26.08.2013).
Граждане - члены товарищества "Университетское" 27.12.2012, 10.01.2013 и 22.02.2013 также обращались в администрацию с заявлениями о предоставлении садоводческих земельных участков в черте городского округа.
Товарищество "Университетское" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.04.2013, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 02 в„– 007124025.
Постановлением Администрации городского округа город Нефтекамск от 17.12.2013 в„– 4808 "Об утверждении состава членов садоводческого некоммерческого товарищества" был утвержден состав членов товарищества "Университетское", в который вошли: 1) Шарипов Альберт Варисович, 2) Зуфарова Азалия Халафовна, 3) Хабибрахманова Розалия Рифовна, 4) Нургалиева Зульфия Фоатовна, 5) Минигалиев Альберт Зуфарович, 6) Ян Франц Николаевич, 7) Рафиков Руслан Илдарович, 8) Шаяхметов Назар Насимович, 9) Уразаев Рустем Айратович, 10) Хуснуллина Роза Диясовна, 11) Гибаева Расиля Анфировна, 12) Глущенко Алексей Валерьевич, 13) Хазиахметов Марат Каримович, 14) Макеева Фания Асхатовна.
При этом согласно журналу регистрации заявлений граждан о предоставлении садовых земельных участков 11 граждан из 14 членов товарищества "Университетское" зарегистрированы под следующими порядковыми номерами: 119, 120, 123 - 127, 133, 166, 189, 190.
Кроме того Уразаев Р.А. (в„– 189) и Шарипов А.В. (в„– 190) обратились с соответствующими заявлениями только 30.06.2014 и 22.07.2014, то есть после утверждения персонального состава членов товарищества "Университетское" и регистрации товарищества в качестве юридического лица.
На основании обращения товарищества "Университетское" постановлением от 17.12.2013 в„– 4804 "Об утверждении состава членов садоводческого некоммерческого товарищества" администрация утвердила схему местоположения земельного участка товарищества "Университетское"
Постановлением Администрации городского округа город Нефтекамск от 30.12.2013 в„– 5079 утверждена схема расположения земельного участка: ЗУ1 на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:66:010707.
Постановлением Администрации городского округа город Нефтекамск от 28.03.2014 в„– 1120 товариществу "Университетское" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:66:010707:549, площадью 15 492 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, с северо-восточной стороны от пересечения ул. Михайловская и ул. Кедровой, для размещения товарищества сроком на 49 лет.
Договор аренды с товариществом "Университетское" заключен не был.
Постановлением Администрации городского округа город Нефтекамск от 07.10.2014 в„– 3721 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа город Нефтекамск от 30.12.2013 в„– 5079 "Об утверждении схемы расположения земельного участка: ЗУ1 на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:66:010707" в схему расположения земельного участка внесены изменения - увеличена площадь предоставляемого в аренду земельного участка с 15 492 кв. м до 22 386 кв. м.
Постановлениями от 05.10.2015 в„– 3556, в„– 3557, в„– 3558 администрация отменила вышеуказанные постановления от 28.03.2014 в„– 1120, от 07.10.2014 в„– 3721, от 30.12.2013 в„– 5079 соответственно.
Постановление от 17.12.2013 в„– 4804 отменено постановлением администрации в„– 3555.
Полагая, что постановления администрации об отмене ранее принятых постановлений являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, товарищество "Университетское" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание отсутствие доказательств включения предоставленного товариществу "Университетское" земельного участка с кадастровым номером 02:66:010707:549 в фонд перераспределения земель, а также доказательств формирования в установленном порядке списков граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка для ведения коллективного садоводства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что ранее вынесенные постановления администрации, предметом которых является утверждение схемы расположения земельного участка и предоставление соответствующего земельного участка в аренду товариществу "Университетское", приняты с нарушением норм законодательства, регламентирующих порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в связи с чем правомерно отменены органом местного самоуправления в порядке самоконтроля в соответствии с положениями ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных товариществом "Университетское" требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2016 по делу в„– А07-29442/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Университетское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
------------------------------------------------------------------