По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2016 N Ф09-8789/16 по делу N А76-29615/2015
Требование: О признании незаконными отказа уполномоченного органа в изменении категории земельного участка и его бездействия, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земель, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием акта органа местного самоуправления об изменении категории спорного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
Решение: Требование удовлетворено, так как нахождение участка в границах городского округа свидетельствует об отнесении данного участка к землям населенных пунктов, дополнительный перевод участка из существующей категории в категорию земель населенных пунктов не требуется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. в„– Ф09-8789/16
Дело в„– А76-29615/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Семеновой З.Г., Тороповой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калининой Д.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2016 по делу в„– А76-29615/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании Арбитражного суда Арбитражного суда Челябинской области принял участие представитель учреждения - Пустова О.Г. (доверенность от 15.10.2015, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью Студия мягкой мебели "ДЕйКО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к учреждению в котором просило:
- признать незаконным решение об отказе в изменении категории земельного участка с кадастровым номером 74:30:0901017:25 категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов", выраженное в решении об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 19.11.2015 года в„– А7400/15-82281 принятое учреждением;
- признать незаконным бездействие учреждения, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка с кадастровым номером: 74:30:0901017:25, с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов";
- обязать учреждение внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером: 74:30:0901017:25, с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Копейского городского округа (далее - администрация).
Решением суда от 13.04.2016 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, необоснованность, а также неправильное применение норм материального права. Заявитель полагает, что в возникшем споре отсутствует факт нарушения органом кадастрового учета норм действующего законодательства. Учреждение, ссылаясь на представленную в материалы дела схему расположения земельного участка с кадастровым номером 74:30:0901017:25, указывает, что данный участок не находится в границах населенного пункта г. Копейск, а располагается в границах муниципального образования Копейский городской округ, а следовательно категория земельного участка не может быть изменена внесением в ГКН границ населенного пункта г. Копейск. По мнению заявителя, не является основанием для перевода земельного участка из одной категории населенных пунктов и внесение в ГКН сведений о границе муниципального образования Копейский городской округ, поскольку ст. 8 Закона о переводе земель предусмотрены основания и порядок перевода земель и земельных участков, лишь в случаях установления или изменения границ населенных пунктов, а не границ муниципальных образований. Учреждение также указывает, что основанием для изменения категории земельного участка с кадастровым номером 74:30:0901017:25 может быть только акт органа местного самоуправления.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
На праве собственности обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:30:0901017:25 из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для производственной деятельности, местоположение Челябинская область, г. Копейск, с. Калачево, ул. Южная, 8А/7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Общество обратилось к учреждению с заявлением от 26.10.2015 о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в части категории указанных земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов".
Решением от 10.11.2015 в„– Ф7400/15-80129 осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:30:0901017:25 приостановлено в связи с тем, что в документах, предоставленных заявителем, отсутствует акт органа местного самоуправления или органа государственной власти об изменении категории данного земельного участка. Органом кадастрового учета направлен межведомственный запрос от 05.11.2015 в„– 13738 начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа о предоставлении акта органа местного самоуправления об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 74:30:0901017:25, ответ на который до настоящего времени не получен.
Решением от 19.11.2015 в„– Ф7400/15-82281 обществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 74:30:0901017:25 в связи с тем, что ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В материалы дела представлен ответ Администрации Копейского городского округа на указанный межведомственный запрос, из которого следует, что органом местного самоуправления, акты об изменении категории земель не принимались.
Полагая, что решение органа кадастрового учета от 19.11.2015 является незаконным, а также, что со стороны ответчика имеется незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Из положений ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушения таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии в рассматриваемом деле совокупности условий для удовлетворения заявленных требований, в том числе доказанности факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявителем, по существу, обжалуется бездействие кадастровой палаты по невнесению соответствующих сведений о категории земель в отношении земельных участков, включенных в состав населенного пункта.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения.
Как следует из содержания ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из системного анализа вышеприведенного положения законодательства следует, что утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Проекты генеральных планов поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов подлежат обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом, если планируется включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, и с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в границы населенных пунктов планируется включить земли сельскохозяйственного назначения (ч. 1 и 2 ст. 21, ч. 1 и 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Иначе говоря, при утверждении схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не могут быть самостоятельно "переведены" органами местного самоуправления в земли населенных пунктов.
Согласно ч. 1 и 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов и схем территориального планирования, но не позднее 31 декабря 2012 года (в Московской области - не позднее 31 декабря 2014 года), или после их утверждения включение конкретных земельных участков в границы населенных пунктов возможно ненормативными актами - решениями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка.
Суд первой инстанции по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, заключил, что попадающие в пределы (состав) городской черты "г. Копейска" земли не требуют дополнительного прохождения процедуры перевода земельных участков из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов", на основании удовлетворил заявленные требования.
Однако суд апелляционной инстанции признал ошибочным данный вывод суда, указав, что спорный земельный участок не попадает в границы населенного пункта города Копейска, но входит в черту Копейского городского округа.
Руководствуясь положениями ст. 11.9, 83 Земельного кодекса Российской Федерации из которых следует, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, суд апелляционной инстанции указал, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отметил, что ошибочный вывод суда первой инстанции не повлек принятия неправильного решения по данному делу, поскольку нахождение спорного земельного участка в границах Копейского городского округа свидетельствует о том, что этот участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов.
Согласно п. 1 и 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной установив, что спорный земельный участок расположен в промышленной зоне Г1 Копейского городского округа, что свидетельствует о том, что данный участок подлежат отнесению к землям населенных пунктов, пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований общества.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы фактически сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу норм действующего процессуального законодательства (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 в„– 13031/12, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой обстоятельств дела не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения по существу спора, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2016 по делу в„– А76-29615/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
М.В.ТОРОПОВА
------------------------------------------------------------------