По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.09.2016 N Ф09-8646/16 по делу N А47-11032/2015
Требование: О взыскании с РФ убытков в виде затрат на предоставление льгот медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности.
Обстоятельства: Орган здравоохранения субъекта РФ указал, что судебными актами с него взысканы в пользу указанных работников расходы на оплату жилья, освещения и отопления, которые должны быть возмещены за счет средств казны РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как финансирование льгот, предоставляемых работникам государственных учреждений здравоохранения субъекта РФ, является расходным обязательством субъекта РФ, недостаточность собственных средств субъекта РФ для несения спорных расходов и соблюдение им порядка получения средств федерального бюджета не доказаны.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф09-8646/16
Дело в„– А47-11032/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области (далее - Министерство здравоохранения) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2016 по делу в„– А47-11032/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство здравоохранения обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казачества по Оренбургской области (далее - Управление) о взыскании убытков, связанных с исполнением судебных решений о взыскании расходов, понесенных врачами, провизорами, средним медицинским и фармацевтическим персоналом медицинских организаций государственной системы здравоохранения, работающими и проживающими в сельской местности, в сумме 7 528 625 руб. 83 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2016 (судья Евдокимова Е.В.) в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 (судьи Карпусенко С.А., Забутырина Л.В., Сотникова О.В.,) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, выводы судов о том, что обеспечение социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности или поселках городского типа, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, противоречит положениям Закона Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ), п. 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ), ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, Министерство здравоохранения полагает, что факт недостаточности денежных средств для возмещения льгот подтверждается закрепленным ст. 1 Закона Оренбургской области от 08.12.2014 в„– 2809/775-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" прогнозируемым дефицитом областного бюджета в сумме 4 035 779 руб.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.
Решениями мировых судей, вступившими в законную силу, с Министерства здравоохранения в пользу физических лиц - медицинских и фармацевтических работников государственной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах Оренбургской области, взысканы денежные средства в сумме 7 528 625 руб. 83 коп. в счет возмещения расходов по оплате жилья с освещением и отоплением за различные периоды времени.
Судебные акты исполнены Министерством здравоохранения в полном объеме, что подтверждено представленными платежными поручениями о перечислении физическим лицам денежных средств в соответствии с судебными решениями.
Ссылаясь на ст. 84, 85, 129, 130, 132, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и полагая, что взысканная сумма является убытками, связанными с передачей полномочий Российской Федерации по представлению указанных льгот без соответствующего финансового обеспечения, Министерство здравоохранения обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, заключив, что финансирование льгот, предоставляемых медицинским и фармацевтическим работникам государственной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Оренбургской области, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, при этом установили, что факт недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для возмещения указанных льгот и соблюдение последним порядка получения средств федерального бюджета для указанных целей истцом не доказаны.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 в„– 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 в„– 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья были внесены изменения, в соответствии с которыми ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья признана утратившей силу, ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 в„– 375-О, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения определяется в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в числе прочего в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им государственных полномочий.
В ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в п. 2 ст. 26.3 названного закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами; органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право; финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законом Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ установлены меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области.
Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ расходы на выплату установленной законом компенсации производятся за счет средств областного бюджета.
Руководствуясь приведенными выше нормами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что финансирование льгот, предоставляемых медицинским и фармацевтическим работникам государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что недостаточность у субъекта Российской Федерации денежных средств для обеспечения проживающих в сельской местности на территории области медицинских и фармацевтических работников установленными государством мерами социальной поддержки может быть восполнена через софинансирование льгот Российской Федерацией в порядке бюджетного регулирования.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения о взыскании убытков, связанных с исполнением судебных решений о взыскании расходов, понесенных врачами, провизорами, средним медицинским и фармацевтическим персоналом медицинских организаций государственной системы здравоохранения, работающими и проживающими в сельской местности, в сумме 7 528 625 руб. 83 коп.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы Министерства здравоохранения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2016 по делу в„– А47-11032/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------