Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.09.2016 N Ф09-7781/16 по делу N А47-9974/2015
Требование: О взыскании долга по договору ресурсоснабжения.
Обстоятельства: Предусмотренная договором плата за превышение лимитов водопотребления и водоотведения не внесена.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не исследованы обстоятельства утверждения указанных лимитов уполномоченным органом, делегирования поставщику полномочий по установлению данных лимитов, не приведены основания применения лимитов, установленных договором для одного платежного периода, в последующие периоды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф09-7781/16

Дело в„– А47-9974/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Черкасской Г.Н., Лимонова И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой У.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОТБ-Центр" (далее - общество "ОТБ-Центр") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2016 по делу в„– А47-9974/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
общества "ОТБ-Центр" - Пискурев В.Я., Пискурева Т.В. (доверенности от 01.12.2015);
общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") - Ефанова И.К., Нестеренко Ю.А. (доверенности от 11.01.2016).
Полномочия указанных лиц проверены Арбитражным судом Оренбургской области.

Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "ОТБ-Центр" о взыскании 56 203 руб. 96 коп. платы за превышение лимитов водопотребления, согласованных в договоре ресурсоснабжения от 02.11.2011 в„– 4832/90-р, и 1124 руб. 08 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2016 (судья Гильмутдинов В.Р.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ОТБ-Центр" просит судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на положения ст. 422, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы полагает, что основания для взыскания с него дополнительных денежных средств в оплату услуг, оказанных в 2012 - 2014 г.г. и своевременно оплаченных им в соответствии с выставлявшимися обществом "Оренбург Водоканал" счетами-фактурами, у судов отсутствовали. Общество "ОТБ-Центр" считает, что нормативно-правовые акты, регулирующие спорные отношения, не предусматривают лимитирование объемов водоснабжения, указывает, что заключенный договор водоснабжения и водоотведения имеет публичный характер, в связи с чем его условия должны соответствовать нормам законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "Оренбург Водоканал" (поставщик) и обществом "ОТБ-Центр" (абонент) заключен договор ресурсоснабжения от 02.11.2011 в„– 4832/90-р, по условиям которого поставщик обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязался оплачивать отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
В силу п. 1.4 договора при исполнении его условий стороны обязались руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (постановление от 12.02.1999 в„– 167), постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.1983 в„– 273 "О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР".
В соответствии с п. 3.1.6 договора абонент обязался соблюдать установленные лимиты потребления питьевой воды и отвода сточных вод согласно приложению в„– 1, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, возмещать поставщику понесенные дополнительные расходы на отпуск воды (прием сточных вод) не в обусловленном договоре количестве.
Согласно п. 7.2 договора при превышении абонентом установленных лимитов водопотребления и (или) водоотведения согласно приложению в„– 1 с абонента взимается плата по повышенному в пятикратном размере тарифу за каждый кубометр потребленной питьевой воды сверх установленного лимита (основание - постановление СМ РСФСР от 25.05.1983 в„– 273), за каждый кубометр сброшенных стоков сверх установленного лимита с абонента взимается плата по повышенному тарифу на основании решений органов местной власти.
В п. 7.4 договора установлен порядок оплаты услуг: платежным поручением в течение 5-ти банковских дней по окончании расчетного периода.
В соответствии с п. 8.1 договора при неоплате абонентом потребленных услуг водоснабжения и водоотведения в сроки, определенные в п. 7.4 договора, поставщик имеет право начислить абоненту пеню в размере 0,1% с просроченной суммы платежа за каждый день просрочки до момента погашения задолженности.
Пунктом 10.2 договора определен срок его действия: с 01.11.2011 по 31.10.2012, а также предусмотрено его продление ежегодно без дополнительного оформления, если ни одна из сторон не направит другой стороне письменного предложения (уведомления) о расторжении договора за 30 дней до окончания срока его действия.
В приложении в„– 1 к договору указаны лимиты водопотребления и водоотведения на 2011 и 2012 г.г.
Во исполнение условий договора от 02.11.2011 в„– 4832/90-р общество "Оренбург Водоканал" отпускало обществу "ОТБ-Центр" воду и принимало сточные воды от последнего. Объем водопотребления в спорный период определялся на основании передаваемых ежемесячно телефонограмм общества "ОТБ-Центр", содержащих сведения о показаниях приборов учета.
Ссылаясь на то обстоятельство, что общество "ОТБ-Центр" в период с сентября 2012 г. по ноябрь 2014 г. осуществляло водопотребление с превышением установленных лимитов, общество "Оренбург Водоканал" на основании п. 7.2 договора произвело расчет платы за превышение лимитов водопотребления и выставило обществу "ОТБ-Центр" счет от 23.07.2015 в„– 074832 на сумму 56 203 руб. 96 коп.
Неисполнение обществом "ОТБ-Центр" в добровольном порядке требований о внесении платы за превышение лимитов водопотребления послужило основанием для обращения общества "Оренбург Водоканал" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия достаточных оснований для взыскания с общества "ОТБ-Центр" платы за получение питьевой воды сверх установленных лимитов водопотребления, а также начисленной в соответствии с п. 8.1 договора от 02.11.2011 в„– 4832/90-р пени за нарушение сроков оплаты услуг водоснабжения за период с 05.08.2015 по 25.08.2015.
При этом обоснованность начисления платы мотивирована судами ссылками на ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 59, 61, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 (далее - Правила в„– 167), а размер соответствующей платы определен в соответствии с п. 7.2 заключенного сторонами договора от 02.11.2011 в„– 4832/90-р и абзацем 1 подп. "а" п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 25.05.1983 в„– 273.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в силу следующего.
Судами указано, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Правилами в„– 167, в пункте 1 которых дано понятие лимита водопотребления (водоотведения) - установленного абоненту органами местного самоуправления предельного объема отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени.Согласно п. 58 Правил в„– 167 (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 в„– 2), который утратил силу с 14.08.2013, лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом: фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод; соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В силу п. 70 Правил в„– 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды установлен Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 03.02.1984 в„– 65 (далее - Инструкция от 03.02.1984 в„– 65).
В частности, в п. 17, 27 названной Инструкции предусмотрено, что расчеты, необходимые для установления лимитов, должны производиться индивидуально для каждого промышленного предприятия, а сами лимиты - устанавливаться, как правило, одновременно с заключением или пролонгацией договора на отпуск воды и пересматриваться в сроки, определяемые планом организационно-технических мероприятий.
В соответствии с п. 19 Инструкции от 03.02.1984 в„– 65 лимит водопотребления разрабатывается организацией водопроводно-канализационного хозяйства исходя из структурной схемы водоснабжения, расчета водохозяйственного баланса, плана мероприятий по рационализации использования воды, при этом обязанность предоставить данные документы возложена на абонента.
Суды указали, что лимиты водопотребления и водоснабжения для общества "ОТБ-Центр" на 2011 и 2012 г.г. установлены в приложении в„– 1 к договору от 02.11.2011 в„– 4832/90-р.
Вместе с тем в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства утверждения таких лимитов на указанный период органами местного самоуправления или делегирования обществу "Оренбург Водоканал" полномочий по установлению лимитов водопотребления и водоотведения.
Указанные обстоятельства предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций не являлись, приведенные в приложении к заключенному сторонами договору лимиты приняты судами при отсутствии доказательств полномочий общества "Оренбург Водоканал" на их установление, а также разработки и утверждения названных лимитов в установленном порядке.
Удовлетворяя требования общества "Оренбург Водоканал" о взыскании платы за превышение лимитов водопотребления за период с сентября 2012 г. по ноябрь 2014 г., суды исходили из содержания приложения в„– 1 к договору от 02.11.2011 в„– 4832/90-р, в котором согласованы величины только на 2011 и 2012 годы.
При этом судами не принято во внимание, что 14.08.2013 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым нормы Правил в„– 167, регулировавшие вопросы установления лимитов водопотребления, утратили силу. Таким образом, с 14.08.2013 водопотребление не подлежит лимитированию. Правовое обоснование применения лимитов, согласованных на 2011, 2012 годы, на последующие периоды в оспариваемых судебных актах отсутствует.
Между тем в рассматриваемом случае необходимо учитывать следующее.
Из пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению), признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Согласно пунктам 1, 11 статьи 7 названного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения на основании соответствующих договоров.
Договор водоснабжения является публичным (п. 3 ст. 13 Закона о водоснабжении).
Как следует из статьи 4, пункта 11 статьи 7 Закона о водоснабжении, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил холодного водоснабжения и типового договора холодного водоснабжения.
Ввиду публичного характера договоров водоснабжения и водоотведения, специфики правоотношений, обусловленных такими договорами, императивного метода правового регулирования отношений в данной сфере, обязательные Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, подлежат применению к правам и обязанностям сторон заключенного ранее договора энергоснабжения, возникшим после введения их в действие.
Условия заключенных договоров энергоснабжения подлежат оценке на соответствие обязательным Правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации. В частности, о такой необходимости может свидетельствовать принятое сторонами обязательство подчиняться действующему в области энергоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п.) законодательству.
В том случае, если в публичном договоре предусмотрена ежегодная пролонгация (возобновлении) договорных правоотношений на новый срок, условия такого договора должны соответствовать обязательным Правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (типовым договорам, положениям и т.п.), действующим на момент возобновления.
Применяя к спорным правоотношениям, имевшим место в 2013 и 2014 г.г., лимиты водопотребления, указанные в договоре, и взыскивая с общества "ОТБ-Центр" плату за их превышение, суды не учли публичный характер заключенного сторонами договора, указание в нем лимитов только на 2011 и 2012 г.г., а также содержание постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 и утвержденных им Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а изложенные в судебных актах выводы сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, в связи с чем полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать новые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такими полномочиями не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 названного Кодекса.
При новом рассмотрении арбитражному суду с учетом мотивировочной части настоящего постановления следует определить характер заявленных требований и спорных правоотношений, круг обстоятельств, подлежащих установлению, решить вопрос о необходимости представления дополнительных доказательств, полно и всесторонне исследовать указанные обстоятельства, применить подлежащие применению нормы материального права и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2016 по делу в„– А47-9974/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА

Судьи
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
И.В.ЛИМОНОВ


------------------------------------------------------------------