По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.09.2016 N Ф09-7727/16 по делу N А07-7072/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты по договору горячего водоснабжения.
Обстоятельства: Управляющая организация указала, что ресурсоснабжающая организация в спорный период необоснованно завысила стоимость ресурса.
Решение: Требование удовлетворено, так как ресурсоснабжающей организацией при определении потребленного количества тепловой энергии применена иная величина энергии, необходимой для приготовления горячей воды, чем была заложена в установленных тарифах, применению подлежал одноставочный тариф, отсутствие утвержденного норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды в спорный период не должно приводить к нарушению прав конечных потребителей, исполнивших свои обязательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф09-7727/16
Дело в„– А07-7072/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Лимонова И.В., Вербенко Т.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2016 по делу в„– А07-7072/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 04.08.2016, приняли участие представители общества "БашРТС" - Гаврилова С.Н. (доверенность от 31.12.2015 в„– 119/1-70, Ахметзянова О.С. (доверенность от 31.12.2015 в„– 119/1-71).
Определением от 04.08.2016 судебное заседание отложено на 05.09.2016. Информация об отложении размещена на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - общество "УЖХ Советского района", управляющая организация) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу "БашРТС") о взыскании 2 255 206 руб. 48 коп. неосновательного обогащения в размере переплаты по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 в„– 470999/ГВС, образовавшейся в результате необоснованного завышения стоимости ресурса в ноябре, декабре 2013 года (с учетом уточнения исковых требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
Решением суда от 04.02.2016 (судья Галимова Н.Г.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "БашРТС" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель не согласен с вынесенными по делу судебными актами, считает их необоснованными, ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, сумма неосновательного обогащения необоснованно исчислена с учетом того, что в ноябре, декабре 2013 года при расчетах с потребителями истцом применялся одноставочный тариф на горячую воду в размере 74,08 руб. / куб. м, установленный для населения постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2012 в„– 590 (в редакции постановления от 01.07.2013 в„– 156). Между тем, полагает заявитель, действовавшее в указанный период законодательство Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения не предусматривало возможности установления и применения в расчетах тарифа, отличного от двухкомпонентного. В соответствии с п. 8 заключенного сторонами договора от 01.10.2013 в„– 420999/ГВС также предусмотрено, что оплата за горячую воду производится абонентом по двухкомпонентному тарифу. Поскольку в спорный период на территории города Уфы был введен и действовал двухкомпонентный тариф на горячую воду, заявитель полагает недопустимым применение одноставочного тарифа в расчетах между сторонами.
Общество "БашРТС" указывает, что разногласия сторон возникли относительно такого показателя, как величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, который ответчиком определен в размере 0,0657 Гкал / куб. м в соответствии с информационным письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.11.2013 в„– 27/05-и, регламентирующим временный порядок расчета количества тепла, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды. При этом используемые в расчете показатели температуры холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного ХВС и коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами центрального ГВС, определены ответчиком на основании информации, полученной по запросам от управляющих организаций города. Сведений о том, какие данные были использованы Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при расчете величины расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в материалах дела не имеется.
Заявитель полагает, что рассчитанная регулирующим органом величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал / куб. м, неприменима, поскольку не была утверждена в установленном законом порядке.
По мнению общества "БашРТС", судами необоснованно отказано в удовлетворении заявленного им ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью определения количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды по объектам общества "УЖХ Советского района".
В отзыве на кассационную жалобу Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, поскольку при разрешении спора правильно применены правовые акты, регулирующие правила применения тарифов на горячую воду в переходный период тарифного регулирования. Показатель количества тепла необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, исчисленный ресурсоснабжающей организацией самостоятельно, повлек существенное повышение цены на коммунальную услугу в определенный период регулирования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "УЖХ Советского района" является управляющей организацией, между которой, как исполнителем коммунальных услуг, и обществом "БашРТС" в целях оказания населению коммунальных услуг горячего водоснабжения с использованием закрытой системы водоснабжения заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 в„– 470999/ГВС.
По договору ответчик (ресурсоснабжающая организация) обязался поставлять на объекты, находящиеся в управлении истца, горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а истец - оплачивать принятую горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406. Срок действия договора установлен с 01.10.2013 (п. 6 договора).
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2012 в„– 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие тарифы: для населения - 63,43 руб. / куб. м (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб. / куб. м (без учета НДС).
Постановлением Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам от 01.07.2013 в„– 156 в постановление от 27.11.2012 в„– 590 были внесены изменения, а именно тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены следующим образом: для населения - 74,08 руб. / куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб. / куб. м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб. / куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб. / куб. м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан от 27.09.2013 в„– 195 в постановление от 27.11.2012 в„– 590 вновь были внесены изменения, на период с момента вступления данного постановления в силу и по 31.12.2013 установлен только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб. / куб. м - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей: 11,00 руб. / куб. м - компонент на холодную воду, 911,76 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны без учета НДС).
Для оплаты ресурса, поставленного по договору в ноябре и декабре 2013 года, ответчик выставил истцу счета-фактуры с применением двухкомпонентного тарифа, на общую сумму 20 067 250,59 руб.
Управляющей организацией данные счета были оплачены в полном объеме, что подтверждается актом сверки расчетов по договору за коммунальный ресурс "горячая вода", составленным по состоянию на 16.04.2016.
Полагая, что ресурсоснабжающей организацией необоснованно в одностороннем порядке без предусмотренных действующим договором оснований была завышена стоимость ресурса, поставленного в ноябре и декабре 2013 года, управляющая организация обратилась в арбитражный суд за взысканием неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался тем, что расчет количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды, исходя из количества энергии, превышающей величину, установленную уполномоченным органом регулирования тарифов за указанный период, произведен ответчиком необоснованно. Неосновательное получение денежных средств привело к завышению взимаемых за коммунальные услуги платежей с управляющей организации в нарушение ст. 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", нормативных актов об утверждении для ресурсоснабжающей организации и потребителей городского округа тарифов на 2013 год.
Суд апелляционной инстанции решение поддержал полностью, признал его законным и обоснованным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон в„– 416-ФЗ).
Вместе с тем отношения, возникающие в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 32 Закона в„– 416-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 31 Закона в„– 416-ФЗ горячее водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. В соответствии с определением, содержащимся в п. 17 ст. 2 Закона в„– 416-ФЗ, органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам представлены пояснения, согласно которым, расчет одноставочных тарифов на горячую воду производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 в„– 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
При этом в соответствии с п. 58 Методических рекомендаций, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались регулирующим органом по формуле с применением такого показателя как количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды согласно утвержденной формуле: Qт/э = c * p * (tгвс - tхвс) * (1 + Kn), где c - 0,000001 Гкал/кг * 1 °C, p - 983,24 кг / куб. м (плотность воды при температуре, равной tгвс и среднему по году давлению воды в трубопроводе), tгвс - 60 °C (средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения), tхвс - 9,8 °C (средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения). В соответствии с приведенной формулой (0,000001 * 983,24 * (60 - 9,8) * (1 + 0,15) = 0,05676) данный показатель составил 0,05676 Гкал / куб. м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов: 12,98 руб. / куб. м (компонент на холодную воду) + 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал / куб. м = 74,08 руб. / куб. м (одноставочный тариф).
Из объяснений и расчетов общества "БашРТС" следует, что ресурсоснабжающая организация при расчете количества тепловой энергии, потребленной истцом в ноябре, декабре 2013 года, также применила показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды. Данный показатель определен ответчиком в соответствии с информационным письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.11.2013 в„– 27/05-и, регламентирующим временный порядок расчета количества тепла, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды, и по итогу составил 0,0657 Гкал / куб. м.
Судами установлено, что в отсутствие приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, фактически возникшие разногласия сторон касаются применения при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения того или иного показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды.
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательным обогащением является неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, которое лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего).
Согласно п. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила о неосновательном обогащении применяются также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с эти обязательством.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, а также исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность доказательств в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что применение ответчиком при определении потребленного количества тепловой энергии, иной (большей) величины тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, чем было заложено в тарифном регулировании на 2013 год, привело к неосновательному обогащению общества "БашРТС" за счет истца (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), пришли к верному выводу о правомерности заявленных истцом требований.
При этом управляющая организация в спорный период получала от населения оплату за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения по одноставочному тарифу (74,08 руб. / куб. м), установленному уполномоченным органом и определенному с применением показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, равного 0,0568 Гкал / куб. м.
Довод заявителя жалобы о том, что применение одноставочного тарифа в расчетах между сторонами в спорный период является недопустимым, поскольку на тот момент на территории города Уфы был введен и действовал двухкомпонентный тариф на горячую воду, не обоснован.
Судами верно установлено, что применение в расчетах с населением в спорный период одноставочного тарифа в размере 74,08 руб. / куб. м, фактически соответствует применению двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды принять равным 0,0568 Гкал / куб. м, а именно:
12,98 руб. / куб. м (компонент на холодную воду) + 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал / куб. м = 74,08 руб. / куб. м (одноставочный тариф).
Данный показатель (0,0568 Гкал / куб. м) был рассчитан Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при установлении тарифа на 2013 год согласно формуле, содержащейся в пункте 48 "Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 47 (далее - методика). Иной нормативный правовой акт, регламентирующий способ или порядок расчета данной величины, в спорный период отсутствовал.
Из данных ответчиком пояснений следует, что он также произвел расчет показателя потребленной тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды на основании названной методики (величина которого составила 0,0657 Гкал / куб. м), но с применением иных фактических исходных данных по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения, чем данные, использованные органом регулирования.
Оснований для такого перерасчета у ответчика не имелось. Определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), в том числе и отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по определенным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования.
Таким образом, теплоснабжающие организации и потребители в 2013 году должны взаимодействовать по правилам тарифного регулирования, установленным при формировании тарифа на 2013 год. Рассчитанный регулирующим органом показатель расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды (как составляющая часть утвержденного тарифа) применялся в расчетах до октября 2013 года включительно и не был оспорен в установленном порядке.
Довод заявителя жалобы о том, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал / куб. м не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, не влечет вывода о невозможности его применения в расчетах. Данный показатель был рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2013 год.
При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения, ресурсоснабжающая организация либо управляющие компании вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке. При этом, теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге - право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами.
Иной подход вносит дисбаланс в тарифное решение и противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
Следует также принимать во внимание, что управляющая организация отвечает перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,05676 Гкал / куб. м.
Правовая неопределенность в данном вопросе (а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды) не должна приводить к нарушению прав конечных потребителей, исполнивших свои обязательства по оплате ресурса по установленному тарифу.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судами правомерно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении судебной экспертизы с целью определения количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, так как заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам общества "Башкирские распределительные тепловые сети", вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2016 по делу в„– А07-7072/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
Т.Л.ВЕРБЕНКО
------------------------------------------------------------------