По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.09.2016 N Ф09-7272/16 по делу N А47-8772/2015
Требование: О взыскании платы за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Обстоятельства: Организация водопроводно-канализационного хозяйства указала на невнесение платы абонентом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт и размер превышения норм допустимых концентраций вредных веществ подтверждены, порядок отбора и анализа проб не нарушен, расчет платы признан верным, контррасчет не представлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. в„– Ф09-7272/16
Дело в„– А47-8772/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Васильченко Н.С., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургмолоко" (далее - общество "Оренбургмолоко") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2015 по делу в„– А47-8772/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Оренбургмолоко" о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций в размере 5 207 280 руб. 74 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 49 036 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2015 (судья Мирошник А.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме: с общества "Оренбургмолоко" в пользу общества "Оренбург Водоканал" взысканы основной долг по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 25.04.2014 в„– 6192/116-р в размере 5 207 280 руб. 74 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 49 036 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (судьи Мальцева Т.В., Ширяева Е.В., Фотина О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "Оренбургмолоко" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, произведенный истцом, не может быть признан обоснованным, поскольку, по его мнению, судами не было установлено, какой именно порядок определения периода учета объема фактически сброшенных абонентом сточных вод был использован истцом.
Общество "Оренбург Водоканал" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу общества "Оренбургмолоко", в котором, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "Оренбург Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом "Оренбургмолоко" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.04.2014 в„– 6192/116-р (далее - договор).
Согласно п. 1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном названным договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены данным договором, соблюдать в соответствии с указанным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения (подп. "т" п. 14 договора).
В соответствии с подп. "с" п. 12 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
При этом согласно п. 28, 29 договора общество "Оренбург Водоканал" имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, путем отбора проб.
Сторонами в приложении в„– 5 к договору согласован контрольно-канализационный колодец (ККК) на объекте ответчика, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Кавказская, 2, предназначенный для отбора проб сточных вод.
Сотрудниками общества "Оренбург Водоканал" 28.04.2014, 23.07.2014, 10.10.2014 в присутствии представителей общества "Оренбургмолоко" был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по указанному адресу, о чем составлены акты отбора проб сточных вод. Акты подписаны представителями: истца - ведущим инженером Ивановой С.А., инженером Семеновой И.В., инженером Пашининой С.В.; ответчика - и.о. главного инженера Чапуриным Ю.И., начальником котельной Капишниковым Л.М., начальником тех. отдела Ворониным С.В., главным инженером Кальмухалибетовым Р.Т.
По результатам исследования отобранных проб воды составлены протоколы от 30.04.2014 в„– 471, от 28.07.2014 в„– 805, от 16.10.2014 в„– 1079 результатов количественного химического анализа сточных вод.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленные распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 в„– 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга" (далее - распоряжение главы города Оренбурга от 27.08.1999 в„– 3404-р).
Истцом выставлены и направлены в адрес ответчика счета от 10.04.2015 в„– 430, от 10.04.2015 в„– 431, от 10.04.2015 в„– 432 на общую сумму 5 207 280 руб. 74 коп.
Ввиду неуплаты указанной задолженности общество "Оренбург Водоканал" направило в адрес общества "Оренбургмолоко" претензию от 21.07.2015 в„– 02/3336, которая получена ответчиком 22.07.2015, однако, в добровольном порядке предъявленные требования не исполнены.
Ссылаясь на то, что обязательство по оплате сброса сточных вод с загрязняющими веществами, превышающими нормы допустимых концентраций, ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о том, что факт превышения ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах подтвержден материалами дела; доказательства уплаты задолженности ответчиком не представлены, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 63, 64, 65, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 (далее - Правила в„– 167) в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации. Абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Согласно п. 64, 65 указанных Правил абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с п. 66 Правил в„– 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
С введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила в„– 644), плата всех абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие разделилась на две составляющие: по воздействию на водные объекты, по влиянию на работу сооружений централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "и" п. 35 Правил в„– 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подп. "в", "г" п. 36 Правил в„– 644).
Пунктом 111 Правил в„– 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 114 указанных Правил в„– 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением в„– 3.
В соответствии с п. 118 Правил в„– 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п. 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены указанными Правилами.
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций взимается с абонентов в соответствии с постановлением органа местного самоуправления, разработанного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", которое наряду с мерами экономического воздействия за ущерб системам канализации устанавливало ответственность за сброс абонентами загрязняющих веществ в окружающую среду через эти системы.
В соответствии с п. 23.1 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 в„– 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - распоряжение главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 в„– 498-р) при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
В пункте 25 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 в„– 498-р предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ - запрещенных и не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса, (то есть плата по данным пунктам дифференцирована по виду загрязняющих веществ: установленных в составе допустимых (п. 23 - 24) и запрещенных, не согласованных (в том числе залповый сброс).
Таким образом, на основании пунктов 23.1, 25 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 в„– 498-р, спорного договора, актов отбора проб сточных вод и протоколов анализа проб сточных вод истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций в размере 5 207 280 руб. 74 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом ссылка заявителя жалобы на необоснованность расчета истца платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации подлежит отклонению судом кассационной инстанцией, поскольку данный расчет проверен судами обеих инстанций и подтвержден материалами дела, контррасчет ответчиком представлен не был.
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценить данные выводы судебных инстанций, основанные на представленных в материалы дела доказательствах (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Нарушений судами норм материального права при рассмотрении настоящего дела не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражный суд Оренбургской области от 01.12.2015 по делу в„– А47-8772/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургмолоко" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Судьи
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО
И.В.ЛИМОНОВ
------------------------------------------------------------------