Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.09.2016 N Ф09-8458/16 по делу N А47-13810/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано устранить нарушение, выразившееся в том, что, эксплуатируя в спорный период маневровые тепловозы, оно не определяло выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и дымность отработанных газов тепловозов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по проведению производственного контроля организациями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ, установлена законом, указанная обязанность обществом не выполнена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. в„– Ф09-8458/16

Дело в„– А47-13810/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кравцовой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (ИНН: 5611055980, ОГРН: 1085658025650, далее - общество "Руссоль") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2016 по делу в„– А47-13810/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество "Руссоль" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным п. 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области (далее - управление) от 02.09.2015 в„– ПН/Э-194-2.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2016 (судья Сиваракша В.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Руссоль" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 в„– 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон в„– 96-ФЗ), ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ), ГОСТ Р 50953-2008 "Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.05.2008 (далее - ГОСТ Р 50953-2008), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества "Руссоль", суды сделали ошибочный вывод о наличии у него предусмотренной законодательством обязанности обеспечить осуществление контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух и дымностью отработанных газов от эксплуатируемых им тепловозов.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя управления от 04.08.2015 в„– ПН/Э-194 в отношении общества "Руссоль" проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки управлением выявлены факты нарушения обществом "Руссоль" природоохранного законодательства, а именно положений ч. 4 ст. 17 Закона в„– 96-ФЗ, ч. 2 ст. 45 Закона в„– 7-ФЗ, ГОСТ Р 50953-2008, выразившиеся в том, что, эксплуатируя в 2014 г. маневровые тепловозы, общество не определяло выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и дымность отработанных газов тепловозов.
По результатам проверки составлен акт проверки от 04.09.2015 в„– ПН/Э-194. Предписанием от 04.09.2015 в„– ПН/Э-194-2 обществу предложено в срок до 04.03.2016 обеспечить осуществление контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух и дымностью отработанных газов от эксплуатируемых тепловозов.
Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов являются правильными.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона в„– 96-ФЗ юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Частью 4 ст. 17 Закона в„– 96-ФЗ предусмотрено, что транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 ст. 45 Закона в„– 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 5.1.2. ГОСТ Р 50953-2008 определение выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов должно проводиться не реже одного раза в год. Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на тепловозы конкретных серий.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что определение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и дымность отработанных газов тепловозов в 2014 г. обществом не проводилось.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества "Руссоль" нарушений требований природоохранного законодательства является правильным.
Доводам заявителя кассационной жалобы о том, что обязанность по регулярной проверке транспортных средств, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, возложена и на заявителя и на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Суды правильно указали, что ч. 4 ст. 17 Закона в„– 96 подразумевает проведение экологического контроля органами исполнительной власти в то время как производственный контроль проводится организациями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ.
Ссылка заявителя на то, что выводы Оренбургского областного суда, изложенные в решении от 19.12.2016 по делу в„– 21-142/2016, не были учтены при разрешении рассматриваемого спора не принимается во внимание, поскольку, как правильно указали суды, такие выводы не являются преюдициальными для настоящего спора. Указанным решением суд признал неправомерным привлечение общества в административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом основанием для такого вывода послужило не отсутствие в действиях общества нарушений природоохранного законодательства, а тот факт, что "непроведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха", которое выявлено в деятельности общества "Руссоль", не охватывается объективной стороной правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 8.21 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах выданное управлением предписание обоснованно признано судами правомерным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права, кроме того, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Излишне уплаченная обществом "Руссоль" государственная пошлина по кассационной жалобе по данному нематериальному иску (заявлению) в сумме 1500 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2016 по делу в„– А47-13810/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Руссоль" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 26.05.2016 в„– 7346.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ


------------------------------------------------------------------