По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.09.2016 N Ф09-8141/16 по делу N А50-24035/2015
Требование: Об отмене решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Пенсионный фонд начислил страховые взносы, пени, штрафы, так как плательщик неправомерно применял пониженный страховой тариф ввиду неправильного исчисления сумм доходов.
Решение: Требование удовлетворено, так как целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, общество зубные протезы самостоятельно не изготавливало, а приобретало их у иных организаций для оказания услуг в области стоматологии специального характера.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. в„– Ф09-8141/16
Дело в„– А50-24035/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Черкезова Е.О., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми (далее - Пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2016 по делу в„– А50-24035/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по тому же.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Пенсионного фонда - Авдеев Д.А. (доверенность от 11.01.2016);
общества с ограниченной ответственностью "СТОМА" (далее - общество) - Балмашева Т.В. (доверенность от 11.01.2016).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Пенсионному фонду о признании недействительными решения от 28.08.2015 в„– 069 003 15 РВ 0000544/13-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, требования от 26.09.2015 в„– 06900340124096 в части доначисления страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих пени и штрафов (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Решением суда от 03.02.2016 (судья Торопицин С.В.) требования общества удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить принятые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, считает, что судами не дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование жалобы Пенсионный фонд приводит доводы о неправомерности применения обществом пониженного тарифа, поскольку доля доходов от основного вида деятельности составила менее 70 процентов, так как страхователь неправомерно исключает из общей суммы доходов поступления, полученные в рамках обязательного медицинского страхования, а также необоснованно включает в доходы от основного вида деятельности доходы от реализации пациентам ортопедических протезов
По мнению Пенсионного фонда, стоматологическая практика, применительно к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 в„– 454-ст, отражена в разделе "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" ОКВЭД 85 код 85.13, который включает, - деятельность в области стоматологии общего и специального характера; деятельность в области ортодонтии. При этом указанная группировка не включает: изготовление искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений стоматологами-техниками, если они сами их не устанавливают.
Поскольку деятельность по розничной торговле медицинскими товарами, изготовление искусственных зубов, зубных протезов не включается в группировку 85.13 ОКВЭД, а является иными видами деятельности - 33.10.1 ОКВЭД, 52.32 ОКВЭД, а также принимая во внимание, что п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) не предусматривает возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности для определения 70-процентной доли доходов в целях применения пониженного страхового тарифа, соответственно, доходы от реализации пациентам ортопедических протезов в сумме 602 753,88 руб. не подлежали включению в доходы от основного вида деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка деятельности общества, по результатам которой составлен акт проверки от 23.06.2015 в„– 069 003 15 АВ 0000459/13-2015.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 28.08.2015 в„– 069 003 15 РВ 0000544/13-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, Пенсионный фонд доначислил заявителю страховые взносы в сумме 58 304,19 руб., пени - 2 135,3 руб.
Кроме того, общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах в виде штрафа в размере 11 660,84 руб., ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 1821,59 руб.
Пенсионный фонд также направил требование от 26.09.2015 в„– 06900340124096 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, согласно которому заявителю предложено уплатить страховые взносы в сумме 58 304,19 руб., пени - 6 424,38 руб., штрафы - 11 660,84 руб.
Считая, что указанные решение и требование Пенсионного фонда частично не соответствуют законодательству Российской Федерации о страховых взносах, общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании их недействительными в части доначисления страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих сумм пени и штрафов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о правомерном применении обществом пониженного тарифа.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Частью 1 ст. 8 Закона о страховых взносах предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 12 Закона о страховых взносах тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу изменения базы для начисления страховых взносов. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет 2,9 процента, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах.
Таким образом, для получения права на применение пониженного тарифа организация должна соблюсти ряд условий: применять упрощенную систему налогообложения; основным видом экономической деятельности являются вид деятельности, определенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 Кодекса (п. 1 ст. 346.15 Кодекса).
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса).
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в частности доходы в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об обязательном медицинском страховании") обязательным медицинским страхованием является вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 7 ст. 35 Закона "Об обязательном медицинском страховании" фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное учреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансируется из средств обязательного медицинского страхования, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В силу п. 6 ст. 14 Закона "Об обязательном медицинском страховании" средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
С учетом изложенного целевыми денежными средствами являются средства, предоставляемые из бюджетов территориальных Фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям для последующего предоставления медицинским учреждениям, в рамках реализации базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, заключенными с о страховыми компаниями по правилам, предусмотренным Законом "Об обязательном медицинском страховании".
Судами установлено, что в течение 2014 года общество применяло упрощенную систему налогообложения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности заявителя является стоматологическая практика (код ОКВЭД 85.13). Заявителем получена лицензия от 20.07.2010 на осуществление медицинской деятельности.
Общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии Законом "Об обязательном медицинском страховании".
Согласно сведениям Территориального фонда медицинского страхования общая сумма средств обязательного медицинского страхования выделенных обществу в 2014 году составила - 1 609 205,49 руб.
Фактически в 2014 году заявитель получил 1 430 629,37 руб. (оставшаяся часть поступила в начале 2015 года).
Ведение раздельного учета целевых средств подтверждено материалами дела (счет 86 "Целевые финансирование и поступления") и сторонами не оспаривается.
Согласно уточненной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (корректировка в„– 1), с одновременной корректировкой доходов в книге доходов и расходов, доход общества за 2014 год для целей налогообложения составил 3 545 793 руб.
По мнению общества, доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах, устанавливается как отношение доходов от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), к общей сумме доходов, в которые включены только доходы от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, а доходы, полученные в рамках обязательного медицинского страхования не подлежат включению.
В силу подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности.
Вместе с тем, правовые основания для исключения целевых бюджетных средств обязательного медицинского страхования из общей суммы доходов, отсутствуют, поскольку из буквального толкования и смысла ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования.
Таким образом, при определении доли доходов от основного вида деятельности, в контексте ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах, в числителе учитываются доходы от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС (без учета доходов, полученных в рамках обязательного медицинского страхования), а в знаменателе сумма доходов от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, а также доходы, полученные в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем выводы судов в указанной части являются верными, основанными на правильном применении норм материального права.
В отношении определения суммы доходов от основного вида деятельности, суды обоснованно исходили из следующего.
В данном случае расхождения возникли в связи с включением обществом в доходы от реализации стоматологических услуг, доходов от реализации пациентам ортопедических протезов.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Судами установлено, что доля доходов общества от основного вида деятельности в области стоматологии специального характера за 2014 год составила 71,25% (3 545 793 руб. / 4 976 422,37 руб.), т.е. более 70 процентов установленных ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах, а потому заявителем выполнены все условия для применения пониженного тарифа, следовательно, Пенсионный фонд неправомерно исчислил страховые обязательства исходя из тарифа страховых взносов, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
При этом судами учтено, что основанием для разграничения группировок ОКВЭД 85.13 и 33.10.1 в части изготовления искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений стоматологами - техниками, является факт одновременного изготовления и установки (ОКВЭД 85.13), либо только их изготовления (ОКВЭД 33.10.1).
Суды установили, что общество самостоятельное изготовление зубов искусственных зубов, зубных протезов не осуществляло, а приобретало либо заказывало их у иных организаций (представлены соответствующие копии договоров о возмездном оказании услуг), в связи с чем деятельность не подпадает под код ОКВЭД 33.10.1, поскольку в данный ОКВЭД включается деятельность организаций изготовителей.
Судами сделан верный вывод о том, что, оказывая своим клиентам услугу по установке искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений, приобретенных у иных лиц, общество оказывало единую стоматологическую услугу, в стоимость которой входит непосредственно услуга по установке, и также иные манипуляции, стоимость искусственных зубов, зубных протезов, протезных приспособлений и иных необходимых материалов, что включается в деятельность в области стоматологии специального характера (ОКВЭД 85.13).
Ссылка Пенсионного фонда на то, что розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями является иным видом деятельности (код 52.32 ОКВЭД) и доходы от реализации пациентам ортопедических протезов не подлежат включению в доходы от основного вида деятельности, правомерно отклонена судами, поскольку Пенсионным фондом в ходе проведения проверки деятельность по коду ОКВЭД 52.32 не исследовалась и не была положены в основу при принятии обжалуемого решения. Иного из материалов дела не усматривается. Факт самостоятельной реализации ортопедических протезов как товара без факта оказания услуг по их установке не подтверждается материалами дела.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что доначисление страхователю страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих пени и штрафов, произведено Пенсионным фондом неправомерно.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2016 по делу в„– А50-24035/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
О.Г.ГУСЕВ
------------------------------------------------------------------