Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2016 N Ф09-7626/16 по делу N А50-24951/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Начислены страховые взносы, пени, штраф ввиду необоснованного применения страхователем пониженного тарифа страховых взносов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как целевые средства обязательного медицинского страхования не подлежат включению в сумму доходов от реализации врачебных услуг, доля доходов страхователя от основного вида экономической деятельности в спорных периодах составила менее установленного законом размера от общей суммы полученных доходов, что не позволяет ему применять пониженный тариф. Штраф снижен с учетом смягчающих обстоятельств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. в„– Ф09-7626/16

Дело в„– А50-24951/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная клиника - салон "Роден" (ИНН: 5902140510, ОГРН: 1025900507820, далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2016 по делу в„– А50-24951/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество в рамках дела в„– А50-24951/2015 обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 5904100537, ОГРН: 1025900889002, далее - государственное учреждение) от 09.10.2015 в„– 975 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа и начисления пени.
Общество в рамках дела в„– А50-26521/2015 обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения от 09.10.2015 в„– 975 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов.
Определением суда от 13.11.2015 (судья Торопицын С.В.) дела в„– А50-24951/2015 и в„– А50-26521/2015 объединены в одно производство с присвоением делу в„– А50-24951/2015.
Решением суда от 03.02.2016 (судья Торопицын С.В.) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение государственного учреждения признано недействительным в части взыскания штрафа, превышающего сумму 1000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, указанных в кассационной жалобе. Заявитель жалобы указывает на то, что доля его основного вида деятельности в общей сумме доходов в проверяемые периоды составляет 100%, в связи с чем он имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
При этом общество полагает, что, поскольку денежные средства за оказанную медицинскую помощь населению поступают на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию непосредственно от страховых компаний, они не могут быть целевым финансированием.
Заявитель считает, что при подсчете доли 70% имеет отношение только к ситуациям, когда наряду с медицинской деятельностью медицинская организация осуществляет другой вид деятельности по Общероссийскому Классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - не медицинскую.
Просит обратить внимание на тот факт, что внебюджетные фонды получают компенсацию в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам, которые применяли льготу и отчитывались в фонды в соответствии с установленным законодательством.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением по результатам выездной проверки общества составлен акт от 25.08.2015 в„– 1736 и вынесено решение от 09.10.2015 в„– 975 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 32 989,97 руб., обществу доначислены пени в сумме 16 558,37 руб. и недоимка по страховым взносам в сумме 355 904,09 руб.
Полагая, что решение государственного учреждения не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о предусмотренной законом возможности снижения суммы штрафа до 1000 руб. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из доказанности государственным учреждением неправомерного применения обществом пониженного тарифа.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона в„– 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных 4.1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона в„– 212-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Закона в„– 212-ФЗ).
В силу ст. 58.2 Закона в„– 212-ФЗ тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (в пределах установленной предельной величины) установлен в размере 2,9 процента; свыше установленной предельной величины - 0 процентов.
В ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 гг.
В частности, подп. "т" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности, классифицируемой в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, которых является деятельность в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 Налогового кодекса.
Согласно подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса.
В силу положений подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Из приведенных норм Закона в„– 212-ФЗ следует, что для получения права на применение пониженного тарифа организация должна соблюсти ряд условий: применять упрощенную систему налогообложения; основным видом экономической деятельности являются вид деятельности, определенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
При этом для определения основного вида экономической деятельности плательщику в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности, то есть доходы от платных медицинских услуг. Целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса не учитываются, так как не являются доходами учреждения от реализации продукции или оказания услуг.
Судами установлено, что заявитель в проверяемых периодах применял упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности общества являлась врачебная практика, ОКВЭД 85.12. Общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ).
Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения предоставляются бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в виде субсидий. Из бюджетов территориальных Федеральных фондов обязательного медицинского страхования указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям для последующего предоставления медицинским учреждениям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона в„– 326-ФЗ).
Фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное обществом задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансируется из средств обязательного медицинского страхования, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 7 ст. 35 Закона в„– 326-ФЗ).
Судами выявлено, что из сведений о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями за 2012 - 2014 гг. усматривается, что общая сумма поступивших обществу средств обязательного медицинского страхования составила в 2012 г. - 4 713 387,43 руб., в 2013 г. - 5 857 643,76 руб., в 2014 г. - 8 322 793,94 руб.
Деятельность общества связана с выполнением территориальной программы обязательного медицинского страхования, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования (п. 6 ст. 14 Закона в„– 326-ФЗ).
При этом судами отмечено, что такие медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования, которые в составе налогооблагаемых доходов не учитываются.
Судами указано на доказанность материалами дела факта ведения раздельного учета целевых средств (счет 86 "Целевые финансирование и поступления").
Судами установлено, что согласно налоговым декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012 - 2014 гг., доход общества за 2012 г. составил 3 331 970,06 руб., за 2013 г. - 4 762 048,32 руб., за 2014 г. - 3 940 029,03 руб., что согласуется с показателями, отраженными в книгах доходов и расходов за 2012 - 2014 гг. При этом в указанные суммы доходов не включены суммы поступивших обществу средств обязательного медицинского страхования.
Из расчета государственного учреждения следует, что при расчете пропорции доходов от основного вида деятельности к общей сумме доходов государственное учреждение использовало только доходы от реализации врачебных услуг, без включения доходов, полученных в рамках обязательного медицинского страхования.
Государственное учреждение рассчитало указанную пропорцию как соотношение доходов от реализации врачебных услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования, к общей сумме доходов, в которые включены доходы от реализации врачебных услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования, а также доходы, полученные в рамках обязательного медицинского страхования.
Судами отмечено, что по данным государственного учреждения с учетом приведенного подхода доля доходов общества от основного вида деятельности составила за 2012 г. - 3 331 970,06 руб. / 8 045 357,49 руб. = 40,41%; за 2013 г. - 4 762 048,32 руб. / 10 619 692,08 руб. = 44,84%; за 2014 г. - 3 940 029,03 руб. / 12 262 822,97 руб. = 32,13%.
Судами с учетом положений подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса отмечено, что целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности с учетом следующих обстоятельств.
Согласно ст. 15 Закона в„– 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в частности организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Частями 5, 6 ст. 15 Закона в„– 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 20 Закона в„– 326-ФЗ медицинские организации имеют право, в частности получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Из содержания ч. 2 ст. 20 Закона в„– 326-ФЗ следует, что медицинские организации обязаны, в частности бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
С учетом названных положений судами отмечено, что средства обязательного медицинского страхования являются целевыми и медицинское учреждение не может использовать данные средства по своему усмотрению.
Судами выявлено, что использование обществом средств обязательного медицинского страхования, поступивших от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, по целевому назначению, а не по своему усмотрению как суммы, полученные по гражданским правовым договорам возмездного оказания услуг, подтверждается также формой статистической отчетности в„– 14-Ф(ОМС), обязанность поквартального представления которой возложена на заявителя.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования не подлежат включению в сумму доходов от реализации врачебных услуг.
Судами отмечено, что правовые основания для исключения целевых бюджетных средств обязательного медицинского страхования из общей суммы доходов, отсутствуют, поскольку из буквального толкования и смысла ч. 1.4 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования.
При этом судами указано, что при определении доли доходов от основного вида деятельности в контексте ч. 1.4 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ в числителе учитываются доходы от реализации врачебных услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования (без учета доходов, полученных в рамках обязательного медицинского страхования), а в знаменателе сумма доходов от реализации врачебных услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования, а также доходы, полученные в рамках обязательного медицинского страхования.
Таким образом, суды, выявив, что доля доходов от основного вида деятельности общества составила за 2012 г. - 40,41% (3 331 970,06 руб. / 8 045 357,49 руб.), 2013 г. - 44,84% (4 762 048,32 руб. / 10 619 692,08 руб.) 2014 г. - 32,13% (3 940 029,03 руб. / 12 262 822,97 руб.), сделали вывод о том, что доходы от основного вида деятельности общества составляют менее 70 процентов, установленных ч. 1.4 ст. 58 Закона в„– 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к верному выводу о невыполнении обществом одного из условий для применения пониженного тарифа - доля доходов от реализации по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов, что, в свою очередь, свидетельствует о правомерном исчислении государственным учреждением страховых обязательств общества исходя из тарифа страховых взносов в размере 2,9 процента.
Следовательно, суды, сделав правомерный вывод о том, что доначисление государственным учреждением страховых взносов, связанных с применением пониженного страхового тарифа, и, соответственно, пени и штрафа, произведено обоснованно, правильно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований в данной части.
При этом суды, указав на правомерность начисления обществу штрафа, обоснованно, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела по существу смягчающих обстоятельств, снизили его размер до 1000 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права, кроме того, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2016 по делу в„– А50-24951/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная клиника - салон "Роден" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------