По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.09.2016 N Ф09-8783/16 по делу N А07-25614/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Начислены страховые взносы, пени и штрафы ввиду неуплаты взносов на выплаты работникам: 1) Для возмещения затрат на уплату первоначальных взносов по ипотечным кредитам; 2) Работающим машинистами технологических компрессоров.
Решение: Требование удовлетворено, так как: 1) Дотации не относятся к оплате труда и стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работников и выполняемой работы, не подлежат включению в базу; 2) Выплаты за не включаемые в льготный стаж периоды работы в допустимых условиях труда не облагаются взносами по дополнительному тарифу. Дополнительно: Рассмотрены вопросы правомерности начисления взносов по иным основаниям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2016 г. в„– Ф09-8783/16
Дело в„– А07-25614/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан (ИНН: 0233003540, ОГРН: 1020201814445, далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2016 по делу в„– А07-25614/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" в лице филиала "Канчуринское управление подземного хранения газа" (ИНН: 5003065767, ОГРН: 1075003001820, далее - общество) - Гильфанова А.Ю. (доверенность от 08.08.2016 в„– 291), Биту А.А. (доверенность от 08.08.2016 в„– 291).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения управления от 05.08.2015 в„– 00283315РВ0000414 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2016 (судья Ахметова Г.Ф.) заявленные обществом требования удовлетворены. Решение управления от 05.08.2015 в„– 00283315РВ0000414 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), Федерального закона от 28.12.2013 в„– 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Трудового кодекса Российской Федерации, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению управления, ошибочным является вывод судов о том, что выплачиваемые обществом дотации для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам, а также выплаты работникам, занятым на вредных, опасных или тяжелых условиях труда не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением в ходе проведения в период с 13.05.2015 по 11.06.2015 в отношении общества проверки правильности исчислении, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинской страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 выявлено необоснованное неначисление обществом в 2012 - 2014 гг. страховых взносов на произведенные работникам общества выплаты дотаций для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам, а также неправомерное неначисление в эти же периоды страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат в пользу физических лиц, исполняющих обязанности должности машиниста технологических компрессоров по трем категориям работников: работникам, не достигшим пенсионного возраста, класс условий труда на рабочих местах которых согласно аттестации является допустимым (класс 2), за весь период занятости, работникам, не достигшим пенсионного возраста, класс условий труда на рабочих местах которых согласно аттестации по степени вредности и (или) опасности относится к вредным условиям труда (класс 3), в период, когда вредные факторы на соответствующем рабочем месте отсутствовали, работающим пенсионерам, достигшим установленного законодателем пенсионного возраста и выработавшим стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), продолжающим работать по профессии "машинист технологических компрессоров", вне зависимости от класса условий труда, установленного согласно аттестаций для соответствующего рабочего места, а также периода наличия или отсутствия вредных факторов.
По результатам проверки управлением составлен акт от 29.06.2015 в„– 00283315АВ000061, вынесено решение от 05.08.2015 в„– 00283315РВ0000414 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в том числе в виде взыскания штрафа в сумме 133 780 руб. 60 коп., обществу начислены пени в сумме 60 132 руб. 58 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 668 902 руб. 98 коп.
Считая решение управления от 05.08.2015 в„– 00283315РВ0000414 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого решения управления от 05.08.2015 в„– 00283315РВ0000414 требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 ст. 25 Закона о страховых взносах предусмотрено, что пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Частью 1 ст. 7 Закона о страховых взносах предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Судами при рассмотрении спора приняты во внимание действовавшие в обществе Положения о жилищном обеспечении работников и пенсионеров страхователя, утвержденные приказами директора общества от 30.12.2011 в„– 254 и от 28.08.2013 в„– 81.
Согласно требованиям названных Положений о жилищном обеспечении работников и пенсионеров страхователя дотация при ипотечном кредитовании определена как денежная выплата, предоставляемая обществом для частичного возмещения расходов работника (пенсионера) в связи со строительством (приобретением) жилья на условиях ипотечного кредитования (п. 2.1). Работникам и пенсионерам общества дотации при ипотечном кредитовании предоставляются в виде возмещения затрат по уплате процентов по ипотечным кредитам на приобретение или строительство жилья (но не более предельного размера дотаций по уплате процентов по ипотечным кредитам, определяемого в соответствии с Приложением в„– 1 к Положениям. По решению генерального директора общества в рамках средств на жилищное обеспечение, предусмотренных бюджетом доходов и затрат общества, дополнительно к возмещению затрат по уплате процентов при ипотечном кредитовании общество может осуществлять предоставление работникам дотации в виде возмещения части затрат по уплате первоначального взноса по ипотечным кредитам (но не более 10% от стоимости жилья, указанной в договоре на его приобретение, и не более предельного размера дотаций по уплате первоначального взноса, определяемого в соответствии с приложением в„– 1 к Положениям). Преимущественное право на возмещение затрат по уплате первоначального взноса по ипотечным кредитам предоставляется молодым специалистам, которые обучались по направлению работодателя, молодым работникам, а также работникам, имеющим многодетные семьи, либо имеющим на иждивении детей-инвалидов, инвалидов с детства (п. 3.2). Расчет размеров дотаций при ипотечном кредитовании осуществляется ответственным подразделением в соответствии с приложениями в„– 1 и в„– 2 к Положениям (п. 3.8).
Судами отмечено, что коллективными договорами за 2010 - 2012 гг. и 2013 - 2015 гг. предусмотрено, что работодатель обязуется способствовать улучшению жилищных условий работников в соответствии с действующими в открытом акционерном обществе "Газпром" и обществе локальными нормативными актами.
Судами выявлено, что в соответствии с указанными локальными актами общества дотации для возмещения затрат по уплате первоначального взноса по ипотечным кредитам предоставлялись работникам общества по их личным заявлениям на основании приказов генерального директора общества.
На основании ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Правильно применив указанные нормы права, суды, указав, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, сделали обоснованный вывод о том, что названные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 в„– 17744/12.
Таким образом, судами при рассмотрении спора сделан правомерный вывод о том, что выплачиваемые обществом в данном конкретном случае дотации для возмещения затрат по уплате первоначальных взносов по ипотечным кредитам не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников и, соответственно, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах предусмотрены дополнительные тарифы, применяемые с 01.01.2013 для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
На основании подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 в„– 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства от 18.07.2002 в„– 537) предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список в„– 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10.
Согласно названному Списку в„– 2 право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе машинисты технологических компрессоров, занятые на обслуживании газовых компрессоров (кроме воздушных). Применение Списка в„– 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
В силу ч. 4 ст. 58.3 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным ч. 1 и 2 названной статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Из содержания ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" следует, что в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 названного Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном названным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что в филиале "Канчуринское УПХГ" аттестации рабочих мест проведены в 2008 г. (срок действия до 01.01.2014) и в 2013 г. (результаты действуют по настоящее время). По результатам аттестаций условия труда группы рабочих мест машинистов технологических компрессоров по степени вредности и опасности отнесены ко 2 классу (допустимые). В соответствии с картами аттестации рабочих мест машинистов технологических компрессоров льготное пенсионное обеспечение на этих рабочих местах не предусмотрено, рабочие места соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Периоды занятости работников на указанных рабочих местах не включались обществом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в 2013 - 2014 гг.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки фактических обстоятельств дела, суды при рассмотрении спора сделали правомерный вывод об отсутствии у общества предусмотренных действующим законодательством оснований для начисления в 2013 г. страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты, произведенные работникам, занятым на указанных рабочих местах.
Согласно действующей с 01.01.2014 ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 названной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 названной статьи дополнительных тарифов, применяются предусмотренные названной частью дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами с учетом положений ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах отмечено, что с учетом установленного по итогам аттестации класса условий труда на рассматриваемых рабочих местах (класс 2 "допустимый"), дополнительный тариф на 2014 г. по данным рабочим местам составляет 0,0 процентов, что, в свою очередь свидетельствует об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам, занятым на указанных рабочих местах, в 2014 г.
Судами при рассмотрении спора обоснованно отклонена позиция управления о том, что страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых по профессии (должности), перечисленной в списках 1 или 2 постановления Правительства от 18.07.2002 в„– 537, начисляются независимо от фактической занятости работников в условиях труда предусмотренных указанными списками.
При этом судами отмечено, что согласно п. 5, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 в„– 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Из содержания разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 в„– 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" следует, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Пунктом 6 названных выше Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 и 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.
Судами принято во внимание письмо Министерства труда Российской Федерации от 05.06.2013 в„– 17-3/10/2-3105, согласно которому порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в п. 1, п. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Судами, с учетом правильного применения указанных положений, правомерно отмечено, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах общество обязано было исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - машинистам технологических компрессоров, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.
Судами из имеющихся в материалах дела документов установлено, что характерной особенностью эксплуатации подземных хранилищ газа является цикличность работы, которая выражается в последовательной смене следующих производственных периодов: периода закачки газа, нейтрального периода и периода отбора газа. Соответственно газомотокомпрессоры и газоперекачивающие агрегаты с газотурбинным приводом, в ряде случаев образующие рабочие места с тяжелыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п. 2 - 18 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", используются по своему прямому назначению только в период закачки газа, выполняемой обществом на основании плановых показателей. При этом в филиале общества "Канчуринское УПХГ" ведется учет времени работы (наработки) газомотокомпрессоров и газоперекачивающих агрегатов, а результаты фактического движения газа отражаются в ежемесячных отчетах - балансах газа.
Судами отмечено, что работа машинистов технологических компрессоров во вредных условиях труда также носит сезонный характер, обусловленный технологией производства (карты аттестации рабочих мест), в связи с чем обществом издаются приказы об установлении доплат и надбавок, о предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда, в которых по должности (профессии) машинист технологических компрессоров отражается основание - "работа во вредных условиях труда на период закачки газа".
Судами выявлено, что обществом в соответствии с условиями коллективного договора ведется учет времени фактической работы машинистов в особых условиях (табели учета рабочего времени). Так как в периоды закачки газа машинисты технологических компрессоров осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда (под воздействием установленных картами аттестации вредных факторов), указанные периоды работы учитывались обществом в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также проводилось начисление страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст. 58.3 Закона о страховых взносах.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки фактических обстоятельств дела, суды при рассмотрении спора сделали правомерный вывод об отсутствии у общества предусмотренных действующим законодательством оснований для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам на произведенные указанным лицам выплаты за периоды, когда вредные факторы отсутствовали и льготный стаж управлением не исчислялся.
Судами при рассмотрении спора обоснованно отклонена позиция управления о необоснованном неначислении обществом страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты работающим пенсионерам, выработавшим льготный стаж, получающим пенсию и продолжающим работать по профессии "машинист технологических компрессоров".
При этом судами отмечено, что в силу нормативных требований персональным целевым назначением выполняемых работодателем в пользу работников выплат страховых взносов является обеспечение прав граждан на получение пенсий по обязательному пенсионному страхованию в размерах, эквивалентных суммам страховых взносов, учтенным на индивидуальных лицевых счетах работников. При этом выплаты страховых взносов носят персонифицированный характер и учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Страховые взносы по дополнительному тарифу (ст. 58.3 Закона о страховых взносах) направлены на обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, а потому страхователь несет обязанность производить исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу только с сумм выплат, производимых работникам, не выработавшим льготный стаж.
Таким образом, судами обоснованно отмечено, что, поскольку работающим пенсионерам трудовая пенсия по старости назначена досрочно, необходимость дальнейшего исчисления льготного стажа в целях назначения такой трудовой пенсии не требуется.
Судами также принято во внимание, что управлением в ходе проведения проверки не выявлено нарушений в произведенном обществом исчислении льготного стажа по должности "машинист технологических компрессоров" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки фактических обстоятельств дела, суды при рассмотрении спора сделали правомерный вывод об отсутствии в данном случае предусмотренных действующим законодательством оснований для обложения страховыми взносами по дополнительному тарифу выплат работающим пенсионерам, выработавшим льготный стаж и занятым на рабочих местах с вредными условиями труда.
При таких обстоятельствах суды, сделав правомерный вывод о несоответствии оспариваемого решения управления от 05.08.2015 в„– 00283315РВ0000414 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах требованиям действующего законодательства, обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о том, что выплачиваемые обществом дотации для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам, а также выплаты работникам, занятым на вредных, опасных или тяжелых условиях труда не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам данного конкретного спора.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на то, что ряд документов обществом представлен не в ходе проведения в отношении него проверки, а только при рассмотрении дела в суде, была предметом рассмотрения судами, отклонившими ее в связи с тем, что названное обстоятельство в отсутствие сведений о фальсификации документов не свидетельствует о ненадлежащем характере названных доказательств.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2016 по делу в„– А07-25614/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
В.А.ЛУКЬЯНОВ
Е.А.КРАВЦОВА
------------------------------------------------------------------