Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.09.2016 N Ф09-8383/16 по делу N А07-17114/2015
Требование: О взыскании субсидии.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал, что получатель субсидии не выполнил условия соглашения о ее получении, выделенные ему бюджетные средства не возвратил.
Решение: Требование удовлетворено, так как получателю субсидии были перечислены средства на развитие молочного скотоводства, при этом обусловленных показателей результативности к концу года он не достиг, поголовье скота и объемы надоев в хозяйстве в течение года уменьшились, а к концу года отсутствовали, наличие форс-мажорных обстоятельств не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2016 г. в„– Ф09-8383/16

Дело в„– А07-17114/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (далее - общество, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2016 по делу в„– А07-17114/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Голубь П.А. (доверенность от 01.01.2016 в„– 112);
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство, истец) - Салихова А.Т. (доверенность от 11.12.2015 в„– НК-26-6283).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу, администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, Кугарчинский район Республики Башкортостан (далее - администрация, ответчик) о расторжении соглашения от 31.07.2012 в„– 27 (далее - соглашение), взыскании субсидии в размере 27 547 008 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением суда от 16.03.2016 (судья Саяхова А.М.) исковые требования удовлетворены частично, с общества в бюджет Республики Башкортостан взыскана субсидия, выплаченная в рамках республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы" в сумме 6 615 865 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Исковые требования о расторжении соглашения оставлены без рассмотрения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Карпусенко С.А., Ершова С.Д., Хоронеко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты в части удовлетворенных исковых требований отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы настаивает на том, что невыполнение показателей эффективности программы не является основанием для возврата субсидий в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субъекту Российской Федерации не предоставлено полномочий по установлению каких-либо оснований для возврата, кроме установленных федеральным законодательством.
По мнению общества, в рассматриваемом деле подлежит применению положения п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 в„– 16 "О свободе договора и ее пределах". Соглашение о представлении субсидии от 28.03.2014 содержит признаки ничтожности и не подлежит применению в рассматриваемом деле.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы", утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.07.2012 в„– 245, решением Комиссии о включении сельскохозяйственного товаропроизводителя в список участников целевой программы от 30.07.2012, соглашениями от 31.07.2012 в„– 27, от 28.03.2014, от 20.08.2014 за период с 2012 по 2014 год обществу предоставлена субсидия в сумме 27 547 008 руб.
Приказом министерства от 15.04.2014 в„– 85 внесены изменения в указанную "Программу 500 ферм", разработаны изменения в форму соглашения о предоставлении субсидии в рамках указанной "Программы 500 ферм". В том числе внесены изменения в условия соглашения об ответственности получателя субсидии, согласно п. 2.2.3 получатель субсидии обеспечивает выполнение результативности предоставления субсидии, представленных в приложении в„– 1 к названному соглашению.
Пунктом 3.2 соглашений от 28.03.2014, 20.08.2014 предусмотрена ответственность сельхозпроизводителя в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии, представленных в приложении в„– 1 к названному соглашению, получатель обязан обеспечить возврат субсидии из расчета 1% размере полученной субсидии за каждый процент снижения показателей результативности предоставления субсидии. Получатель в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления о возврате выделенных бюджетных средств обязан перечислить на лицевой счет министерства указанную сумму средств.
В связи с тем, что по состоянию на декабрь 2014 года поголовье молочного стада у ответчика отсутствовало полностью, министерство потребовало возврата субсидий, в частности в сумме 6 615 865 руб., перечисленных с 2014 году.
Ответчик добровольно письменные требования о возврате выделенных бюджетных средств не исполнил, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд соответствующим исковым заявлением на основании ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности министерством невыполнения обществом условий соглашения от 28.03.2014 в части достижения определенных показателей результативности к концу 2014 года.
Согласно части 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается, в частности, из бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, из совокупности названных норм следует, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.
Судами установлены: перечисление в 2014 году министерством обществу субсидий на общую сумму 6 615 865 руб.; снижение в течение 2014 года показателей наличия количества поголовья скота и объемы надоев в хозяйствах; отсутствие поголовья молочного стада по состоянию на декабрь 2014 года; отсутствие форс-мажорных обстоятельств при гибели стада, принадлежащего ответчику.
Таким образом, в связи с несоблюдением получателем субсидии условий достижения показателей результативности по итогам 2014 года суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возврата спорной суммы выделенных из бюджета денежных средств.
Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами обеих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленными им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2016 по делу в„– А07-17114/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ


------------------------------------------------------------------